Почему паруса белые:
кто придумал этот цвет и отчего он веками не меняется
Почти все круизные яхты ходят под белыми парусами. Вспоминается Лермонтов и его одиноко белеющий парус. Но всегда ли паруса были белыми? И почему они не меняют цвет даже в наш век высоких технологий и разгула дизайнерской мысли? Пробуем разобраться.


Из чего раньше делали паруса?
Паруса, как бы банально это ни звучало, делали из парусины. До XIX века парусина состояла в основном из льна, позже начали добавлять хлопок. Льняные паруса были серыми, хлопчатобумажные — белыми. Однако и льняные паруса со временем становились белее — выгорали на солнце.

Такие паруса из натуральных материалов быстро приходили в негодность, поэтому для прочности их дубили. Почти так же, как дубили обычную кожу для ботинок — то есть обрабатывали специальным реагентом, полученным из коры дерева. В итоге паруса приобретали не только прочность, но и специфический оттенок от желтого охряного до всевозможных «кирпичных» красных цветов, бордового или даже черного — в зависимости от ядрености реагента.


А как же пираты под черными парусами?
Не все пираты были одинаково успешны — у большинства на дубление парусов просто не хватало денег. И всё же дубленые паруса можно было встретить на пиратских фрегатах — когда они снимали их с других лодок. Полностью черные, точнее темно-темно-бордовые, стоили безумных денег, так что разбойники обходились «Веселым Роджером» (черный флаг с человеческим черепом и костями).

Кстати, паруса предпочитали дубить владельцы собственных лодок, на которых сами и работали. В перспективе это окупалось, если с парусом обращались бережно. Однако если на лодке шла наемная команда, владельцы ставили обычные паруса, считая, что суровые океанские условия и неопытная команда приведут любые паруса в негодность, а обычные заменить дешевле.

А что там с алыми парусами?
Интересно, что в известной повести Грина паруса оказались алыми совершенно случайно, и вот почему:

«Однажды, в середине такого путешествия к городу, девочка присела у дороги съесть кусок пирога, положенного в корзинку на завтрак. Закусывая, она перебирала игрушки; из них две три оказались новинкой для нее: Лонгрен сделал их ночью. Одна такая новинка была миниатюрной гоночной яхтой; белое суденышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шелка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают — игрушек богатого покупателя. Здесь, видимо, сделав яхту, он не нашел подходящего материала для паруса, употребив что было — лоскутки алого шелка».


А что сейчас с материалами и цветами?
Что же изменилось в век высоких технологий? Паруса начали делать из синтетики, они стали прочнее и долговечнее. Самый дешевый и распространенный вариант сегодня — это дакрон, один из сортов полиэстера, он не мокнет, не пропускает воздух, почти не растягивается под давлением ветра. Окей, но почему опять белый-то? А всё просто — красить дорого.

Однако простор для творчества всё-таки есть — это спинакер, специальный парус для попутного ветра. Его делают из нейлона, который куда проще и дешевле покрасить. Тогда почему бы не сделать и остальные паруса из нейлона и раскрасить на свой вкус?

К сожалению, нейлон плохо сохраняет форму (тянется) и быстрее портится от солнца и соленой воды. Обычно спинакер хранят внутри лодки и выносят наружу, только когда он нужен, тогда как дакроновые паруса находятся снаружи постоянно.
Итак, пару веков назад белыми были не все паруса. Если парус был охряный или красно-кирпичный — это говорило о достатке его владельца (или достатке ограбленных владельцев, если судно было пиратское) или о его бережном отношении к своей лодке. Сейчас почти все паруса на круизных лодках белые, но к ним можно подобрать классный яркий спинакер: это красиво, доступно и придает яхте индивидуальности.

Конечно, дакрон не единственный современный парусный материал — на гоночных судах сейчас модно ставить крутые карбоновые черные паруса или спектру, со временем приобретающую голубой оттенок. Но на «отдыхающих» лодках, которые сдаются в чартер, паруса в подавляющем большинстве случаев все-таки белые.
Автор: Андрей Ковриго
Почитайте еще: